В жизни каждого ученика бывает важный момент – переход к обучению в средней школе – в 5-м классе. И не каждый ребенок с легкостью переходит на эту качественно новую ступень обучения.
Основное внимание родителям в это время следует уделять развитию учебной деятельности детей, их
умению учиться, приобретать самостоятельно и с помощью взрослых новые знания и навыки.
В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе “классный руководитель—учителя-предметники”.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они
гордятся тем, что “уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Но следует упомянуть, что переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.
Это и резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции “старшего” в начальной школе на “самого маленького” в средней.
В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, “развязными”,
чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. У большинства детей процесс адаптации происходит в течении 2-4 недель после начала учебы. Однако, есть дети, у которых этот процесс затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться
к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Родители! В этот период вашему ребенку особенно нужна помощь и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники - это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те
акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста.
Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.
СФОРМИРОВАННОСТЬ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних
учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то требуется подготовительный период. Один ребенок начинает выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на
графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), и есть дети, предпочитающие словесное объяснение.
Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими
особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.
Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных
заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно отметить следующие:
· слушать учителя;
· выделять главную мысль сообщения;
· связно пересказывать содержание текста;
· отвечать на вопросы к тексту;
· ставить вопросы к тексту;
· делать содержательные выводы на основе полученной информации;
· письменно выражать свою мысль;
· привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
· адекватно оценивать результаты собственной работы.
Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.
Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастет количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным.
Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.
Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из основных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом параграфа по природоведению. Читает ли он весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тексту?
Детей необходимо учить работать с учебным текстом: выделять главную мысль; составлять план; запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план и т.д.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И СКЛОННОСТИ ДЕТЕЙ
К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов,
складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие - меньше.
Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и
способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности.
А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается? Психологические
исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.
Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами
ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Воодушевите подростка на рассказы о своих школьных проблемах. Выбирайте время для общения с ребенком. Постарайтесь запомнить детали рассказа ребенка, тогда вы сможете представлять
себя картину его школьной жизни в целом.
2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с
другими детьми. Даже если нет особого повода для беспокойства, консультируйтесь с учителями ребенка хотя бы раз в два месяца.
3. Помогайте подростку выполнять домашние задания, но не делайте их вместо него. Учите ребенка
самостоятельно находить ответы на свои вопросы (но не отмахивайтесь словами «Сам думай!»). Потратьте время, чтобы объяснить подростку не понятое им, или покажите, где ему найти недостающую информацию.
4. Помогите ему почувствовать интерес к тому, что преподается в школе. Выясните, что вообще
интересует вашего ребенка. Также ищите любые возможности показать применение школьных знаний в домашней деятельности.
5. Особые усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни подростка происходят изменения.
6. Поддерживайте подростка в его начинаниях, пусть даже они носят временный характер. Поощряйте
интересы ребенка. Постарайтесь увидеть в его самых странных увлечениях позитивное начало.
7. Укрепляйте самооценку ребенка. Обучайте его анализировать свои неудачи. Это поможет подростку в
дальнейшем избегать повторных ошибок. Тем самым вы поддержите его интерес к увлечению.
8. Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами
ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою
умелость, добиться успеха и обрести уверенность в себе.