"Ақмола облысы білім басқармасының Бурабай ауданы бойынша білім бөлімі Щучинск қаласының № 10 мектеп-интернаты" коммуналдық мемлекеттік мекемесі  
Коммунальное государственное учреждение "Школа-интернат № 10 города Щучинск отдела образования по Бурабайскому району управления образования Акмолинской области"

Біз әлеуметтік желілерде

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Рекомендации учителям «Леворукий ребенок в школе»

14.12.2017

Левшами являются около 10% людей, причем доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга.. До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда наносили вред здоровью детей. (неврозы и невротические состояния). В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой. Очень важно определить

направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу. Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких при переходе к систематическому школьному обучению.

В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления: Сниженная способность зрительно – двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом

удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки. Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам». Слабость внимания, трудности переключения и концентрации. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера. Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Повышенная эмоциональность леворуких является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе.

У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно. Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: зрительно – моторной координации; точности пространственного восприятия; зрительной памяти;    наглядно – образного мышления; способности к целостной переработке информации; моторики;   фонематического слуха; речи.

 

Рекомендации учителям. 

 Постановка техники письма у левшей специфична. Для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное

письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому руку следует ставить так, чтобы строка была открыта. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое письмо. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную

освещенность. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося. Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретится у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети,

особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.   Поэтому необходимо

  • Предлагать ему как можно больше шнуровать,
  • завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно. Пусть выкладывает
  • мозаику, собирает пазлы.
  • Полезно собирать-разбирать модельки
  • из "Лего", раскручивать-закручивать мелкие детали конструкторов.
  • Раскладывать карточки, сдавать карты - тоже хорошая
  • тренировка.
  • Вашими помощниками в занятиях с ребенком могут
  • стать обычные трафареты с изображениями животных, птиц,
  • фруктов, овощей и т.п. Для детей более старшего возраста будут полезны
  • трафареты для написания букв и цифр. Эти занятия уже будут нацелены не
  • только на развитие мелкой моторики рук , но и на профилактику ошибок в
  • написании.
  • Очень хороших результатов помогает добиться штрихование.

Штриховать можно самостоятельно нарисованные геометрические фигуры, картинки в книжках-расскрасках, мультяшных героев.

  • Очень важно, чтобы ребенок имел представление
  • о правильном образе букв и цифр. Написать среди "правильных"
  • букв неправильные или сделать на компьютере "тренировочный" лист
  • с ошибочно написанными буквами и цифрами.
  • Предложите ребенку самостоятельно дорисовать отсутствующие
  • элементы у букв, написание которых может вызвать сложности.

Ориентируясь на то, что образное мышление левши более развито, можно предложить ему найти ассоциации для каждой из "сложных" букв, тогда их  ребенок запомнит гораздо быстрее. Например Буква Ч похожа на чайник с носиком.

  • Можно предложить ребенку конструировать буквы
  • из палочек разной длинны, спичек, зубочисток.
  • Очень хорошее упражнение - обводить
  • предметов по контуру.
  • Еще один вид упражнений, который направлен 
  • не только на подготовку к освоению навыков письма, но и на тренировку
  • внимания и памяти, это срисовывание.

(для начала можно использовать простые геометрические рисунки как образец, постепенно усложняя, используя наборы букв и цифр, а так же несложные тексты для тех детей, которые уже научились читать).

  • Не стоит забывать о том, что ребенку очень
  • полезно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, делать
  • аппликации. Так же упражнения и специально организованные занятия
  • для развития мелкой моторики будут очень полезны.
Просмотров: 446


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст